Елена Ивановна Рерих
В.О. Ключевский |
Книга Елены Ивановны Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — лучший труд, когда-либо написанный о Великом Духе Земли Русской. И сегодня настал Час по-новому взглянуть на Светоносного Вождя России. Истинно, благодаря Ему русский народ смог духом подняться и победить тьму. Книга бесценна и тем, что, раскрывая самые трагические события нашей истории, указывает единственно верный выход ИЗ НЫНЕШНЕГО гибельного для нас тупика — Путь духовно-нравственного подъёма народа. Книга предназначена всем, кто не угасил в себе Свет и разум, кто ищет Истину, кто среди кромешной тьмы стремится осознать себя Человеком и помочь себе, людям и Родине. |
|
Много прекрасных страниц написано лучшими
людьми о Благодатном Воспитателе и
Заступнике Земли Русской, Преподобном
Сергии. Немало устных преданий хранится ещё
в памяти народной, особенно среди
странников безымянных; немало и пророчеств,
и видений, связанных с этим Светоносцем, так
же как и легенд, возникших со времени
расхищения и надругательства над великою
Святынею Русскою.
И решили мы отобрать эти
жемчужины, чтобы напомнить сердцу русскому
о том Сокровенном и Неисчерпаемом
Сокровище, которым оно владеет.
Знали люди русские, что
там, где ведут их Заветы и Знамя
Преподобного, там и события отмечены будут
победою — так оно и было. Но когда в сердце
их затуманился Лик Владыки Пресветлого,
события грозные обрушились на Землю
Русскую — горькую чашу испил русский
народ!
Люди Земли Русской!
Обратимся же снова к Его Светлым и суровым
Заветам, сплотим сердца наши вокруг
Преславного Водителя и Заступника нашего,
подымем Знамя Видения Его дивного и,
восхитившись духом, устремимся к новому
подвигу, к новому строительству Страны
Светлой!
Отче Сергий Дивный, с
Тобою идём, с Тобою победим!
«Прости мне, великая
Лавра Сергиева, если мысль моя с особенным
желанием устремляется в древнюю
пустыньСергиеву. Чту и в красующихся ныне
храмах твоих дела Святых, обиталища Святыни,
свидетелей праотеческого благочестия;
люблю чин твоих Богослужений, и ныне с
непосредственным благословением
Преподобного Сергия совершаемых; с
уважением взираю на твои столпо-стены, не
поколебавшиеся и тогда, когда поколебалась
было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и
пустынь Сергиева есть одна и та же и тем же
богата Сокровищем, то есть Божиею
Благодатию, которая обитала в Преподобном
Сергии, в Его пустыни, и ещё обитает в Нём и в
Его мощах, в Его Лавре; но при всём том желал
бы и узреть пустыню, которая обрела и
стяжала Сокровище, наследованное потом
Лаврою.
Кто покажет мне малый
деревянный храм, на котором в первый раз
наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошёл
бы я в него на всенощное бдение, когда в нём
с треском и дымом горящая лучина светит
чтению и пению, но сердца молящихся горят
тише и яснее свечи, и пламень их достигает
до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в
пламени их жертвы духовной.
Отворите мне дверь
тесной келии, чтобы я мог вздохнуть её
воздухом, который трепетал от гласа молитв
и воздыханий Преподобного Сергия, который
орошён дождём слёз Его, в котором
впечатлено столько глаголов Духовных,
пророчественных, чудодейственных.
Дайте мне облобызать
прах её сеней, который истёрт ногами Святых
и через который однажды переступили стопы
Царицы Небесной... Ведь это всё здесь: только
закрыто временем или заключено в сих
величественных зданиях, как высокой цены
сокровище в великолепном ковчеге...» Таковы
слова, произнесённые Митрополитом
Московским Филаретом, бывшим сорок лет
настоятелем Сергиевой Лавры.
Да, «это всё здесь», и
Преподобный Сергий неотступно бодрствует
над своей Обителью и над любимою им Россиею.
По древнему
преданию, главным образом, из сообщений
Епифания, ученика Преподобного Сергия,
первого его жизнеописателя, мы знаем, что
Великий Светильник Земли Русской родился в
1314 году в семье именитых бояр ростовских
Кирилла и Марии и был наречён во святом
крещении Варфоломеем. Вотчина родителей
Сергия находилась в четырёх верстах от
Ростова Великого, по дороге в Ярославль.
Несмотря на то, что
родители его были «бояре знатные» и Кирилл,
отец его, был любимым боярином князей
ростовских и часто сопровождал их в
путешествиях в Орду, жили они просто, люди
были тихие и глубоко религиозные. Тот же
жизнеописатель подчёркивает, что они были
особенно «страннолюбивы» — помогали и
охотно принимали у себя странников. И
несомненно, эти-то странники, часто
являющиеся выразителями начала ищущего, и
особенно их зазывные рассказы, столь
противоречащие обыденности, глубоко
западали в душу впечатлительного отрока
Варфоломея и от ранних лет наметили его
судьбу.
Семи лет Варфоломей,
вместе с братьями, старшим Стефаном и
младшим Петром, был отдан учиться грамоте в
церковную школу, но грамота плохо давалась
ему. Учитель наказывал его, родители
огорчались и усовещали, сам же он со слезами
молился, но дело вперед не двигалось, хотя
он напрягал все силы к уразумению учения. И
вот случилось чудо, о котором говорят все
жизнеописания Преподобного.
Однажды отец послал
Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик
во время поисков своих вышел на поляну и
увидел под дубом «Старца-схимника,
погружённого как бы в молитвенное
созерцание». Варфоломей приблизился и
молча стал в ожидании, когда Старец заметит
его. И вот Старец обратился ласково к отроку,
спросив:
;
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |