С притоком некоторых средств, в особенности
же с возрастающим числом братии, в жизнь
Обители проник и известный элемент
разъединения, ибо братия состояла из людей
весьма различных по возрасту, состоянию,
сословию и по духовному укладу. Мы уже
видели, как стоило задержаться возу с
хлебом, и братия, избранная и возлюбленная,
не верит ни на час. Трудно стало и на реку
ходить — и понадобилось сотворение чуда
открытия источника. Многим нужна не
Благодать, но благоденствие тела. Так, когда
Обитель перестала нуждаться, не замедлил
вернуться и брат Стефан.
Но ещё большее
разногласие возникло, когда Преподобный
Сергий, непрестанно заботясь о внутреннем и
духовном преуспеянии своей паствы, решил
ввести в своей Обители общежитие.
Вначале устав жития в
Троицкой Обители на Маковце был
особножитным, то есть каждый монах имел
свою келью, сам одевал себя и готовил себе
пищу, имел даже некоторую собственность в
келии, подчиняясь лишь общему для всех
игуменскому надзору в делах духовных.
Но с ростом монастыря и
братии такое положение становилось
затруднительным: разность в положении
братии порождала зависть и неурядицы.
Преподобный увидел себя вынужденным
учредить более строгий порядок,
приближавшийся к первохристианским
общинам, — все равны и ни у кого нет
ничего своего, вся жизнь общинная.
Чтобы придать своему
начинанию больше твёрдости и авторитета,
Преподобный, поддерживаемый митрополитом
Алексием, получил от Константинопольского
Патриарха Филафея грамоту и благословение
на введение в монастыре «общежития».
В житии мы находим
рассказ о видении, предсказывавшем Сергию
будущий рост и процветание его Обители.
По-видимому, это видение относится ко
времени, когда Преподобный был обеспокоен
мыслями о переустройстве монастырского
быта, к введению общежития.
|
Однажды, в
глухую ночь, Преподобный, в великой заботе о
духовных чадах своих, бодрствовал на
молитве и услышал голос, звавший его:
|
Уже с половины
жизни Облик Преподобного вошёл в сознание
народа русского как Всенародный Учитель,
Заступник и Ободритель. Кто может исчислить,
какое множество народа шло к нему со всеми
своими нуждами, большими и малыми? Но слава
о святости и мудрости Сергия
распространилась по всей Руси и помимо воли
выдвинула его и на поприще государственной
деятельности.
К этому времени
устанавливается и его великая дружба со
святителем Алексием, утверждённым в звании
митрополита всея Руси. Святитель Алексий
часто приезжал в Троицкую Обитель
отдохнуть и посоветоваться с мудрым
Старцем. Эти два великих подвижника,
духовно соединенные узами любви и
понимания, в полном единении работали на
благо народа русского, всячески помогая
духовному просвещению и строительству
Земли Русской.
Можно сказать, что они
явились наследниками и продолжателями дела
Святого Петра, первого митрополита
Московского, по собиранию и укреплению
Московского Государства.
Часты в то время были
междуусобия среди князей, оспаривавших
друг у друга ханский ярлык на
великокняжество, и митрополит Алексий
неоднократно возлагал на Преподобного
труднейшие политические поручения —
словом и убеждением усмирить распри
удельных князей и привести их к признанию
верховной власти князя Московского. И
настолько было велико обаяние личности
Преподобного, что самые упорные смирялись
перед силою и мудростью его слова.
Также около этого
времени совершается величайшее дело по
распространению и насаждению новых
обителей учениками Преподобного. По разным
направлениям широко наметились эти ячейки
духовной культуры. Преподобный, кроме своей
первоначальной обители на Маковце, сам
построил и обитель Кержачскую. Кроме того,
по поручению Великого Князя Дмитрия
Иоановича основал два Дубенских монастыря,
затем Московский Симонов монастырь и
Голутвинский.
Им же, по просьбе князя
Владимира Андреевича Храброго, был заложен
монастырь Высоцкий в Серпухове.
Преподобный Сергий помогал и митрополиту
Алексию в устройстве Московского
Андроникова монастыря. Причём все места для
обителей Преподобный избирал сам лично,
совершая все эти многовёрстные
передвижения пешком. Ещё при жизни
Преподобного ученики его были поставлены
им игуменами в основанных им монастырях.
Так, блаженный Роман —
первый игумен Кержачской обители.
Преподобный Андроник — настоятель
Спасского монастыря на реке Яузе, из
которого вышли знаменитые иконописцы
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.
Блаженные Сергий и
Павел — основатели Борисоглебского
монастыря. Святой Феодор, племянник
Преподобного, — игумен Симоновского
монастыря, Преподобный Мефодий Яхромский —
основатель Свято-Никольского Пешнохского
монастыря.
Преподобный Афанасий —
первый игумен Серпуховского Высоцкого
монастыря. Преподобный Авраамий —
устроитель обители на Галицком озере,
построивший потом ещё три монастыря в
Чудской земле. Никон Радонежский, которого
Сергий за полгода до своей кончины поставил
своим преемником в Троицкой Обители.
Духовными советами
Преподобного пользовались также
подвижники Кирилл и Ферапонт, основатели
знаменитой Кирилло-Белозёрской обители на
Белом Озере. Преподобный Савва —
основатель монастыря Сторожевского.
Преподобный Сильвестр Обнорский — игумен
Воскресенского монастыря на Обноре.
Преподобный Павел Камельский, или
Обнорский, Преподобный Сергий Муромский,
Преподобный Дмитрий Прилуцкий, Иаков —
основатель Предтеческой Железноборской
обители, Ферапонт Можайский и прочие.
В общем, ученики и «собеседники»
Преподобного основали до сорока монастырей
нового типа, ученики его учеников — ещё
около шестидесяти. Из Московской области
введённое Святым Сергием монастырское
общежитие распространилось на север — в
обширную область Поморья и на запад — в
области Псковскую и Новогородскую.
Итак, по его почину
пустынное житие широко распространилось в
Московской Руси. В XV и XVI веках все леса
северной Руси населились пустынножителями,
духовными чадами и подражателями
Преподобного. Около этих уединённых хижин
быстро вырастали новые и новые обители. В XV
веке в одной Московской Руси было основано
до 57-ми пустынных монастырей.
Велико было
историческое значение монастырей в деле
строительства Российского Государства, ибо
по завету Преподобного они основывались в
местах пустынных и диких и, конечно,
привлекали к себе население, которому было
удобнее, и духовно радостнее, и прочнее жить
при них. Таким образом, они явились
истинными рассадниками жизни и просвещения,
своего рода колонизаторами; они развивали
земледелие, строительство, насаждали
ремёсла и на культуре духа закладывали
основу государственности.
Итак, Святой Сергий
явился отцом северного русского монашества,
основоположником Святой Руси и также
предтечею будущих старцев. Но, помимо того,
велико было его значение и в
общегосударственной жизни народа. Мы
видели, как неоднократно он улаживал распри
между князьями, грозившие неисчислимыми
бедствиями молодому государству.
Он же скрепил своею
подписью закон о престолонаследии от отца к
сыну, положивший конец междуусобным
соискательствам, раздиравшим Землю Русскую.
Но апофеозом деятельности Преподобного
было его историческое благословение на
страшную битву великого князя Дмитрия. Он
знал, какое следствие будет иметь его слово,
и принял на себя эту
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |