Семья Рерихов - Н.П. Баныкин

ДЕТСТВО      ЮНОСТЬ    РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ    ДЕТИ    НАЧАЛО ПУТИ    ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ    ЗДРАВСТВУЙ, ИНДИЯ!   ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ    В МОСКВЕ    ГОРНЫЙ АЛТАЙ И МОНГОЛИЯ    ИЗ МОНГОЛИИ В ИНДИЮ    РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ    КАЛИМПОНГ    В РОССИИ    ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ    УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКИ ШАМБАЛЫ

 

РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ

    Бесценные научные материалы, собранные экспедицией, нуждались в систематизации и изучении. Рерихи поселяются на севере Индии, в Западных Гималаях, в очень живописной долине Кулу. Там они создают научно-исследовательский институт. В честь Елены Ивановны он был назван «Урусвати» («Свет утренней звезды»), таким именем звал Елену Ивановну Великий Учитель. Директором института стал Юрий Николаевич.
  
Институт вел обширные и разносторонние исследования. Перевод на европейские языки редчайших древних книг, изучение полузабытых наречий и древнего искусства народов Азии; применение лекарственных растений, лечение рака, изучение тибетской медицины и космических лучей, археологические раскопки, сбор ботанических и зоологических коллекций — таков неполный перечень работ, которые велись в «Урусвати».
  
Институт поддерживал связи со многими научными учреждениями всего Мира. По плану работы института в 1934-35 годах Николай Константинович и Юрий Николаевич организовали еще одну экспедицию в Манчжурию и Китай. Институт успешно работал до начала Второй Мировой войны. Война разрушила все международные связи и институт пришлось законсервировать.
  
Семья находилась в Кулу до 1948 года, тремя годами раньше покинул Кулу Святослав Николаевич. После женитьбы на известной деятельнице индийской культуры Девике Рани, он с женой поселяется в пригороде южного индийского города Бангалора.

Дом Рерихов в Кулу
Дом Рерихов в Кулу

    Все Рерихи очень любили Индию — она стала их второй Родиной, и эта любовь была взаимной. С огромным уважением к этой семье относился народ Индии. Н.К. Рериха в Индии называли Махариши (Великий Святой). Однако, и Николай Константинович, и Елена Ивановна очень мечтали о возвращении на Родину, в Россию, разлука с которой продолжалась более четверти века. Возвращение старших Рерихов в Россию было и в плане Великих Учителей. Но для этого нужно было дождаться, когда в Советском Союзе создадутся благоприятные условия. Вторая Мировая война закончилась, но напряжение не спадало: обстановка в Мире была крайне сложной; очень непростой была она и в России. Так и не дождавшись переезда в Россию, 13 декабря 1947 года уходит из земной жизни Николай Константинович Рерих. Прожил он 73 года и два месяца.
  
Очень тяжело переживала его уход Елена Ивановна. Конечно, она, как никто другой, знала, что со смертью тела жизнь не прекращается, что в будущем суждена встреча в Надземном Мире. Но как тяжело жить на земле без самого близкого и родного человека, который готов был поддержать тебя каждую минуту, и бок о бок с которым был пройден земной Путь длиной почти в полвека. В начале 1948 года она напишет своим друзьям в Америку:
  
«Щемит сердце лютая тоска об утрате лучшего многолетнего друга. Он ушел на зов Великого Владыки в три часа утра во сне, в самый торжественный день по индусскому календарю — в день рождения Шивы!.. Сердце не выдержало последних нагнетений и лютой тоски за утеснение всего культурного, несущего спасение молодому, подрастающему поколению... Он вернется в лучшее время, на очищенную ниву и закончит свой посев и служение своей стране и всему человечеству».
  
Николай Константинович оставил после себя огромное наследие: около 7000 картин во многих музеях Мира, более 30 книг, не считая многочисленных статей об искусстве, культуре, науке и философии. Он выдвинул идею и всю жизнь боролся за принятие международного договора о защите культурных ценностей во время военных действий. Николай Константинович предложил для этого специальный символ: три сферы внутри круга. Такой международный договор в конце концов был заключен и получил название Пакта Рериха, а символ стал называться «Знамя Мира».
  
И еще, общаясь с Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися людьми и государственными лидерами Индии, Николай Константинович заложил прочный фундамент дружбы между Россией и новой независимой Индией.

 

Ступа на месте кремации Е.И. Рерих.  Калимпонг. Восточные Гималаи. Индия
Ступа на месте кремации Е.И. Рерих.
Калимпонг. Восточные Гималаи. Индия

 

КАЛИМПОНГ

    В 1949 году Елена Ивановна и Юрий Николаевич переезжают жить в Калимпонг (Индия, Восточные Гималаи). Они поселяются в небольшом доме; из его окон открывается прекрасный вид на пятиглавую вершину Канченджунги — священной горы, которую предание связывает с Шамбалой.
  
От Великого Учителя Елена Ивановна знала, что вскоре ей и Юрию предстоит переезд в Россию, для завершения возложенной на них миссии. Такой переезд намечался на начало пятидесятых годов. Однако, благоприятные условия для выполнения задуманного в России в те годы так и не сложились.
  
В Калимпонге Елена Ивановна много и напряженно работает. Спит она не более пяти часов в сутки: надо сделать как можно больше. К тому времени уже были изданы 14 книг Агни-Йоги.
  
Кроме этого, ждут ответа письма корреспондентов из разных стран Мира: в них многочисленные вопросы тех, кто уже читает Учение. Уже в наши годы издано восемь томов ее писем. Они — громадная, неоценимая помощь тем, кто изучает и еще будет изучать Агни-Йогу.
  
Так, ни на минуту не прекращая этого гигантского труда, 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих уходит из нашего земного мира в сферы Мира Огненного. Шел ей в то время семьдесят шестой год. Незадолго перед своим уходом она сказала, что в Россию Юрий Николаевич поедет один и что он пробудет там три года. Весь глубокий смысл этих слов тогда до конца не понял никто.
  
Великий Учитель назвал ее Матерью Агни-Йоги. То великое, что она сделала для нашей планеты, люди смогут по достоинству оценить лишь по прошествии тысячелетий, сегодня нам понятна только малая часть ее Огненного Подвига. Но есть чуткие люди, которые не столько умом, сколько сердцем могут это понять и сейчас.
  
Вот свидетельство этому. Последние восемь лет Елена Ивановна вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общалась, но носилки с ее телом, несомые к месту кремации, сопровождало огромное количество людей: индийцев, тибетцев, гуркхов. Их никто не извещал о церемонии, и никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то таинственному внутреннему зову, они пришли проводить в последний земной путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали.
  
На месте ее кремации была поставлена красивая белоснежная ступа, а рядом, на некогда пустынном месте, сейчас возвышается красивый буддийский храм.

 

В РОССИИ

    После ухода Елены Ивановны Юрий Николаевич продолжает жить в Калимпонге. Он ведет научную работу, преподает в Калимпонгском университете. Через два года он получает разрешение переехать на Родину и осенью 1957 года переезжает в Москву.
  
К этому времени Юрий Николаевич был всемирно признанным ученым-востоковедом, членом научных обществ многих стран Мира. В Москве он работает заведующим сектором в институте Востоковедения, где, практически с нуля, возрождает советскую школу тибетологии: пишет научные труды, выступает с лекциями, работает над завершением труда своей жизни — большого по объему тибетско-санскритско-русско-английского словаря. Но самое главное: он вернул России Рерихов и «Живую Этику».
  
До приезда Юрия Николаевича в Советском Союзе почти ничего не было известно об их семье. В политических кругах Н.К. Рериха считали эмигрантом и многие годы сознательно умалчивали о нем. Лишь очень немногие люди слышали, что где-то в Индии живет такой русский художник.
  
Юрий Николаевич привез с собой и передал в дар Родине 418 произведений своего отца. Через семь месяцев после приезда в Москве состоялась первая выставка, организации которой Юрий Николаевич отдал много сил. Затем были выставки в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Сам Юрий Николаевич прочел большое количество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, мировоззрении. Интерес к выставкам был огромный: их посещали десятки тысяч людей.
  
Постепенно, интерес людей от личности художника естественным образом смещался к его философии
и к «Живой Этике». Поскольку книги Учения все еще были запрещенными, их стали отыскивать и разными способами копировать — в основном с экземпляров, изданных в тридцатые годы в Риге, которые с большой опасностью для себя сохранили рериховцы старшего поколения.
  
Очень нелегко было Юрию Николаевичу в Москве. Приходилось жить и работать в атмосфере непонимания, подозрительности, а зачастую и враждебности со стороны разных чиновников и администраторов, под пристальным вниманием идеологических служб. Постоянно приходилось преодолевать различные преграды, громоздившиеся одна на другую. Но зато многие простые русские люди относились к нему с большой любовью и теплом, тянулись к нему, как к источнику Света и Знания.
11 мая 1960 года в Москве открылась персональная выставка картин С.Н. Рериха. Большую работу для ее организации проделал Юрий Николаевич.
  
На открытие выставки в Москву приехали Святослав Николаевич и Девика Рани. Выставка была в разгаре, шли встречи и беседы с приезжающими из разных городов друзьями, часто встречались и на квартире у Юрия Николаевича.
  
И вдруг, неожиданно для всех, 20 мая, он почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался.
  
Он ушел внезапно в полном расцвете творческих сил на пятьдесят восьмом году жизни. Сбылось пророчество Елены Ивановны: он пробыл в России неполных три года. И, конечно же, не случайно его уход совпал с приездом брата. Незадолго до своего ухода Юрий Николаевич как-то сказал, что поставленную перед ним на Родине Задачу он полностью выполнил.

 

Назад   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004