Новый Мир несет на знамени своём:
Знание, Терпимость и Сотрудничество.

Е.И. РЕРИХ

 

ПРОВОЗВЕСТИЕ XX ВЕКА   В. Сидоров      В ПРЕДДВЕРИИ НОВОЙ ЭПОХИ   из книг "Грани Агни-Йоги"      ОБРАЩЕНИЕ К РОССИЙСКИМ ЖЕНЩИНАМ    ИЗ ПИСЕМ Е.И. РЕРИХ

 

 

ПРОВОЗВЕСТИЕ XX ВЕКА

В. Сидоров

 

I

       В неопубликованном доверительном письме к сотрудникам Музея Рериха в Нью-Йорке Елена Ивановна Рерих называет четко и определенно дату гибели нашей цивилизации: 1949 год. Лишь благодаря вмешательству космических сил, олицетворяемых для нее величественным образом Учителя, удалось предотвратить катастрофу. По ее словам, 17окгября 1949 года стало переломным и спасительным рубежом в жизни современного человечества.
  
Можно было бы посчитать это фантазией, если бы не реальные факты, ставшие достоянием гласности не столь давно. Оказывается, осенью 1949 года, когда мы испытали первую атомную бомбу, американцы разработали план превентивного ядерного удара. Они собирались сбросить на нашу территорию весь свои ядерный запас (что-то порядка трехсот атомных бомб). Тогда люди еще не знали, чем чреваты последствия такого нападения, не только для объекта нападения, но и для самого нападающего, да и для всей планеты. Это было бы концом цивилизации. Но вот что-то удержало людей у самого края пропасти.
  
Елена Ивановна советовала воспринимать случившееся как отсрочку. Вскоре после событий 1949 года она пишет: “Конечно, родные, не ждите такого несчастья в ближайшие годы, на этот раз наша планета устоит, несмотря на тяжелые потрясения. Но в конце этого столетия грозные симптомы появятся снова, и судьба наших землян и нашего “Домика” будет зависеть всецело от наших усилий отвратить такое страшное бедствие новым осознанием высокой психической энергии, чтобы тем самым создать новый прилив этой страстно мощной силы, которая одна может противостоять многим, если не всем, разрушительным энергиям”.
  
Иными словами — по мнению Елены Ивановны, нет фатальной неизбежности так называемого конца света. Существует реальная альтернатива надвигающейся апокалиптической бури. И состоит она, эта альтернатива, в освоении, гармонизации и развитии той первозданной космической силы, которая в Учении Живой Этики именуется ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ.
  
Книги Живой Этики выходили в 20—30-е годы в Нью-Йорке, Париже, Риге на русском языке. У нас они не публиковались. Но, как всегда в таких случаях, на помощь пришел Самиздат, и тексты этих книг распространялись в виде ксерокопии, машинописных рукописей, а то и тетрадок, переписанных от руки.
  
Елена Ивановна уподобляла Живую Этику факелу, с которым, как она говорила, “можно вступить на великий мост”.
  
Однако читающий эти строки должен быть предупрежден, что решившись на такой шаг, он вступает в сферу необычного, не укладывающегося в трехмерное представление о мире. И потому он должен быть готовым к сокрушительной ломке старых стереотипов и устоявшихся догм, к взрыву сознания (что не всегда происходит безболезненно). И он должен не только допустить возможность, существования не познанных и потому кажущихся фантастическими явлений Макрокосмоса и Микрокосмоса, но и иметь мужество встретиться с ними лицом к лицу. Если в сердце у него нет предубеждения, если оно широко открыто для беспредельного, если не игра слов, не софизм для него знаменитый афоризм Сократа: “Я знаю то, что ничего не знаю”, - он может смело вступать на этот великий мост.

        

II

     Имя Николая Константиновича Рериха овеяно тайной. Художнику всегда сопутствовала легенда.
  
Поражала воображение его фантастическая работоспособность, количество полотен, написанных им (к концу жизни их число перевалило за семь тысяч).
  
Отсюда слухи, что дело не обошлось без вмешательства сверхъестественных сил. Путешествия Рериха, в особенности трансгималайское, когда были взяты, казалось бы непреодолимые, горные и водные преграды, породили рассказы о том, что Рерих ходит но воде, яко по суху. Тот факт, что художник остался невредимым во время разбойничьих набегов на караван (некоторые из них были инспирированы английской разведкой), нашел авторитетное объяснение суеверных тибетцев: пули не могут поразить Рериха, потому что они от него отскакивают. А над гималайским Домом Рериха, ставшим ашрамом, по свидетельству многих очевидцев, в ночное время можно было видеть, как горят блуждающие огни наподобие огней святого Эльма.
  
Не будем пренебрежительно относиться к легендам. Тем более, что, как отмечал Рерих, “о малом, о незначительном человечество не слагает легенд”. Не на пустом месте вырастают мифы. За ними — реальность, подчас причудливо преломленная в человеческом сознании.
  
Сын Рериха, Святослав Николаевич Рерих заявлял: “Путь Николая Константиновича был прямой, как стрела. Никаких сомнений и колебаний, никаких метаний из стороны в сторону. Он как будто - с самого раннего возраста - знал изнутри, в каком должно двигаться направлении”. Эго означало, что в Николае Константиновиче Рерихе была чрезвычайно обострена и развита интуиция. Не забудем, что интуиция эта сочеталась с выдающимся творческим дарованием и исключительным трудолюбием. Не отсюда ли результаты, изумляющие современников (да и нас с вами тоже)?
  
Достоевский говорил о всемирной отзывчивости русского характера, усматривая в ней главную отличительную особенность русского человека. Он считал, что наиболее гармонично она воплотилась в Пушкине, с которого и ведет свои отсчет золотой век нашей литературы и нашего искусства. Классическим примером всемирной отзывчивости русского характера в XX веке стал Рерих.
  
Его полотна как бы конденсировали излучения всех стран и континентов планеты. Обобщающе-синтезирующий метод Рериха-художника органически вместил в себя и мотивы древнерусского искусства, и светлые тона мастеров Ренессанса, и прозрачную акварельную ясность японского рисунка, и яркий, подобный цветению тропического растения, колорит работ индийских живописцев. Если же, предположим, обратимся к его портретной галерее, то увидим, что она является своеобразной героической летописью Земли, ибо там запечатлены образы и лики духовных водителей человечества: Будды и Магомета, Лао-Цзы и Конфуция, Франциска Ассизского и Сергия Радонежского, Жанны д'Арк и Настасьи Микуличны.
  
Болью за человечество, то и дело подверженного безумию конфронтации и военных конфликтов, была продиктована инициатива Рериха о заключении международного договора о защите культурных ценностей. Пакт Рериха, легший в последствии в основу соответствующей Гаагской конференции, строился по аналогии с Красным Крестом. Подобно тому, как мы должны быть милосердными к раненым на поле боя, своим и чужим, так мы должны быть милосердными к творениям человеческого труда и гения — шедеврам архитектуры и музеям,— ибо в области культуры не может существовать разделения на “свое” и “чужое”. Нации — в силу определенных причин — могут противостоять друг Другу, но их культура — никогда.
  
Это исключено в принципе, ибо культура — единое (а значит и объединяющее всех нас) древо человеческого духа.
  
“Всемирная отзывчивость” предопределила не только особенности творчества Рериха, но и весь характер его жизни. Его жизненный путь, начавшись в 1974 году в России (27 сентября) в Санкт-Петербурге, пролег по странам Европы, Америки, Азии. По существу, он был путником, странником, который в любой стране мира находил общий язык с людьми, который везде оставлял свои магниты-картины, книги или созданные им музеи и общества. Завершающей точкой Рериха 1947 года стали Гималаи (13 декабря).
  
На месте его кремации высится камень с лаконичной и строгой надписью, гласящей о том, что здесь было предано огню “тело великого русского друга Индии Махариши Николая Рериха, ОМ РАМ” (Да будет мир!).

        

III

     Имя “Рерих” мы нередко употребляем в качестве символа. Но если быть точным, то символ этот должен звучать во множественном числе: “Рерихи”, ибо Николай Константинович и его жена Елена Ивановна составляли единое целое и в нашем сознании нераздельны.
  
Их встреча была воистину судьбоносной для них обоих. Они принадлежали к одному и тому же поколению (Елена Ивановна была моложе мужа на пять лет), и цементировало их союз одно и то же внутреннее устремление. В 1901 году состоялось их бракосочетание, и с тех пор они были неразлучны на путях житейских и духовно-творческих. На склоне лет Николай Константинович вспоминал:
  
“Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское”.
  
Вместе пробивались к сокровенным тайнам гималайских ашрамов Индии и Тибета. Вместе приобщались к учению Рамакришны и Вивекананды, с чего собственно, как они заявляли, и начался их духовный путь в Индию. Под знаком синтеза духовных культур Запада и Востока шла их деятельность и свидетельством этого являются книги Елены Ивановны Рерих “Основы буддизма”, “Криптограммы Востока”, “Знамя Преподобного Сергия Радонежского”, а также ее переводы писем Махатм к Спинету (“Чаша Востока”) и “Тайной Доктрины” Блаватской.
  
На базе синтеза, причем широчайшего, органически сочетающего строгую аналитичность научного мышления и непредсказуемые попытки человеческой интуиции, Рерихи и получили возможность приблизиться к феномену Агни Йоги.
  
Работа над текстами Учения Агни Йоги, или Живой Этики (в определенном смысле слова эти термины синонимы), началась в Лондоне. Здесь 24 марта 1920 года произошла встреча Рерихов с тем, кого они на восточный лад именовали Махатмой (Учителем с большой буквы). Беседа дала импульс к созданию первой книги Учения, название которой было образовано от имени Махатмы “Листы сада Мории”. Открывалась книга словами: “В Новую Россию Моя первая весть”.

        

IV

     Несомненно, что лондонская встреча стала кульминационным пунктом жизни Рерихов. Недаром их последователи отмечали и отмечают 24 марта как своего рода духовный праздник. Во всяком случае, именно с этого дня и началось формирование — абзац за абзацем, параграф за параграфом —Учения, даруемого Махатмами (так утверждали Рерихи) современному человечеству.
  
В буквальном переводе на русский “Махатма” означает “Великая душа”. В этом качестве понятие употреблялось не только по отношению к существам незримым и заоблачным, но и по отношению к людям выдающимся и великим, однако вполне доступным для земного общения. С легкой руки Рабиндраната Тагора, в Индии Махатмой стали называть Ганди. Примерно в то же самое время левые круги буддийского мира объявили Махатмой Ленина.
  
Понятие “Махатма” в духовно-интеллектуальный обиход Запада было введено нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. Как известно, вокруг основательницы теософского общества напластовалось изрядное количество слухов, кривотолков и клеветы. Как всегда, к сожалению, бывает с людьми, опередившими свое время. То, что не вмещается в ограниченное сознание, вызывает отрицание, раздражение и даже злобу.
  
Собственно, квинтэссенцию рассуждений и утверждений Блаватской можно свести к следующему простому силлогизму: существует более высокая чем наша, человеческая, ступень разума, существуют наши старшие братья по разуму, которых на Востоке называют Махатмами, и с которыми она, Блаватская, имела общение и писала под их импульсом и их руководством свои труды. Но то, что сегодня кажется вполне допустимым (во всяком случае, на уровне гипотезы и концепции), в век голого рационализма и наивного упоения плодами научно-технического прогресса, каким явилось XIX столетие, воспринималось как вызов здравому смыслу.
  
Идеи Блаватской были подвергнуты осмеянию, а саму ее объявили шарлатанкой.
  
Представляем, каким надо было обладать мужеством и верой в свою правоту, чтобы в таких условиях пойти против течения, как это сделали Рерихи! Вслед за Блаватской они не побоялись заявить миру о своих контактах с Махатмами. Более того, в 1926 году они отправились в Москву в качестве специальных представителей Махатм, выполняющих их поручение. Так значилось в официальных въездных документах.

 

V

     Итак, Рерихи не считали себя авторами книг Живой Этики, о чем неоднократно заявляли. Это заявление, кстати, отвечало их представлению о безымянности истинного творчества. Николай Константинович говорил: “Подумайте об анонимности творчества. В нем еще одна ступень в возвеличении духа, за случайными пределами дней в нем еще шаг ускорения прогресса человечества”.
  
Что же касается Живой Этики, или Агни Йоги, то здесь с самого начала должно быть усвоено, что сплав многовековой мудрости не может принадлежать одному человеку или даже группе высокоодаренных людей.
  
Рерихи считали, что они выступают в роли связующего звена между Махатмами и человечеством, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм.
  
Но тут сразу надо расставить точки над и. Речь не идет о простой механической диктовке, а тем более — о явлении медиумизма, когда отключается сознание человека, дабы оно не препятствовало потоку необычной информации. Нет, это было четко осознанной совместной работой над текстами, обжигающую силу которых требовалось уложить в гармоничные формы, доступные человеческому восприятию. Поэтому индивидуальность проводников и передатчиков отчетливо сказывается на самой структуре книг Учения. Это, собственно говоря, естественно. Ведь в сущности они представляют собой не что иное, как беседы Учителя с учениками, где содержание, изложение материала, его последовательность и т.п. зависят от активности ученика, от вопросов и утверждений, сформулированных им.
  
Если сопоставим первую книгу Учения — “Листы сада Мории” — с книгой стихов Рериха “Цветы Мории”, то обнаружим ряд знаменательных совпадений, к разряду случайных которые никак не отнесешь. Примечательная близость названий. Примечательно, что ритмическая организация материала в первой книге Живой Этики обнаруживает неуклонное тяготение к стихотворной форме. В одном из писем несколько отстраненно (как всегда, когда речь идет о книгах Учения) Елена Ивановна отмечает: “Зиночка (имеется в виду Зинаида Григорьевна Фосдик, американская ученица Рерихов. — В. С.) права, что “Листы сада М.” чудесная проза, как у нас говорится, написана местами белыми стихами”.
  
Эти белые стихи как бы перекликаются с поэтическими медитациями из “Цветов Мории”, настолько похожи они интонационным рисунком, фактурой, даже речевыми оборотами. Характерный пример — образ ловца присутствует в обеих книгах и несет одну и ту же смысловую нагрузку: стать ловцом душ человеческих призывает Учитель своего ученика.
  
Все неоспоримо свидетельствует о том, что степень участия Н.К. Рериха в работе над первой книгой Учения была весьма значительной, в ряде случаев — определяющей.
  
Потом положение дела изменится. Изменится принцип подачи материала. Он будет разбит на параграфы, каждый из которых представляет собой сжатый или развернутый ответ на тот или иной вопрос, рассуждение медитативного плана на ту или иную тему. Обращение Учителя к своему постоянному собеседнику не оставит сомнения, что этим собеседником стала Елена Ивановна Рерих. Книгу “Агни Йога” завершит следующее сообщение: “Я дал огромный камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню”.
  
Это испытание потребует длительной и мучительной перестройки всего организма. Оно предопределит подвижнический образ жизни Елены Ивановны (некоторое представление о нем мы можем почерпнуть из письма, помеченного октябрем сорок девятого года):
  
“Мне уже 70 лег, и я прошла огненную Йогу, а вы знаете, родные, как неземно трудно принимать в физическом теле, среди обычных условий, огненные энергии. Огненная трансмутация утончила мой организм, я остро чувствую всю дисгармонию и все пространственные токи, мне трудно среди людей... Сердце дает часто “мертвые точки”... Кроме того, и времени у меня мало, ибо много часов уходит на сообщения и переписывания их. Зрение мое ослабело, и мне трудно читать мои записки, сделанные бледным карандашом. Все эти записи требуют приведения в порядок, а приток новых не прекращается”.
  
Поэтому и неудивительно, что в архиве Святослава Николаевича Рериха хранится 170 неопубликованных ее работ.
  
13 декабря 1947 года скончался Николай Константинович Рерих. Скончался в разгар хлопот о возвращении на Родину. В этот исключительно трудный период жизни духовной поддержкой для Елены Ивановны стало письмо Учителя, полученное ею, как и многие сообщения такого рода, по ее утверждению, по прямому беспроволочному телеграфу (иными словами — телепатическому). Вот его текст:
  
“Осиротевшая Воя Моя, нужно спешить принять новую ношу. Храните силы. Надо до Родины донести “Чашу”. Правильно понимаете положение здесь. Ф. (первая буква сакрального имени Николая Константиновича. — В.С.) памятник Родина воздвигнет. Мужественно войдите в круговорот событий. На гребне волн Встречу вас”.
  
Оставшиеся годы Елена Ивановна подчиняет единому стремлению: “Донести до Родины “Чашу”. Чашу огненного синтеза духовных культур Запада и Востока. Жила она эти годы не умирающей надеждой вернуться на Родину. Но мечтам не суждено было сбыться. Ее сердце остановилось 5 октября 1955 года в Калимпонге.
  
Но, как говорил Джавахарлал Неру, творчество и труды таких людей, как Елена Ивановна, “имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого, они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь”.

        

VI

     Первая книга Живой Этики, “Зов”, вышла в 1924 году. В 1925 вышла вторая — “Озарение”. Обе книги объединяет общее название — “Листы сада Мории”, и они представляют собой своеобразное предисловие к духовно-нравственному учению Махатм Востока. Постулаты этого Учения, опирающегося на многовековую мудрость всего человечества, даны здесь в сжатом, концентрированном виде, уложены и поэтическую форму. Местами текст вырастает в молитву, местами в притчу. Но чаще всего это — короткие энергичные афоризмы, резкие как удары молнии во мраке, призывы.

    Спросят — как перейти жизнь?
  
Отвечайте — как по струне бездну —
  
Красиво, бережно и стремительно.

    Первая книга не случайно называется "Зов". Это зов нового времени. Зов, обращенный к людям, духовно жаждущим и ищущим, осознавшим необходимость обновления своего мышления и быта.
  
Внявший зову сердцем и существом своим получает озарение. Потому так и называется вторая книга. В ней намечены четкие ориентиры того духовного пути, который избирает для себя человек.
  
Надо сказать, что в обеих книгах содержатся замечания и указания, выдержанные в строго конструктивном духе. И действительно, разве не заставляет задуматься над характером жизни своей мысль, звучащая в “Зове”: “Дорого платим за любовь к себе”. Разве не исполнен высокого практического смысла вот это простой совет: “Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останемся прежними”.
  
К “Зову” и “Озарению” примыкает третья книга — “Община”, главенствующим моментом которой являются проблемы социального обновления человечества, невозможные без обновления духовного. В улан-баторском издании 1927 года “Общины” политика и духовность сближены в понятии “коммунизм”, представленным на страницах книги как синоним общины, основы которой были заложены еще великими учителями древней мудрости. В данном историческим контексте говорится о космической целесообразности коммунизма и рекомендуется воспринимать появление Ленина как “знак чуткости Космоса”. Тем самым как бы расшифровывался сокровенный смысл фразы, озадачившей современников: “среди чуждых ему сотрудников нес Ленин пламя неугасимого подвига”.
  
“Общину” можно воспринимать как развернутый план нравственного переустройства человека, дерзнувшего объявить себя коммунистом или общинником. В сущности — это Духовный манифест будущего человечества.
  
В рижском издании “Общины” (1936 г.) изъяты места, содержащие упоминание о Марксе и Ленине, а также добавлены новые материалы. Думается, что сделано это было из тактических соображений. К тому времени стало окончательно ясно, что социализм в России пошел в искривление. Надежды, которые возлагались на него в 1926 году, пока не оправдались. Потому и были опущены соответствующие места из улан-баторского издания, дабы не смущать дух неподготовленного читателя и не затруднять восприятие основного содержания книги.
  
Соответственно “Зов”, “Озарение”, “Община” в совокупности составляют развернутый пролог к серии “Агни Йоги”.
  
Серия открывается книгой 1929 года, носящей то же название, что и вся серия. В “Агни Йоге” излагаются основополагающие принципы Учения и даже сообщается географический адрес авторов Учения: “Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Вед”.
  
Затем идут книги, сами названия которых играют организующую роль. Они обозначают темы, в магнитном поле которых концентрируются тексты. Это — “Беспредельность” (ч. I и II. 1930 г.), “Иерархия” (1931 г.), “Сердце” (1932 г.), “Мир Огненный” (ч. I - 1933 г.; ч. II — 1934 г.; ч. III — 1935г.), “Аум” (1936 г.), “Братство” (ч. I - 1937 г.).
  
Предполагалось опубликовать вторую часть последней книги — “Надземное”. К сожалению, Елена Ивановна не успела ее отредактировать и подготовить к печати. На настоящий день “Надземное” существует в виде рукописи, которая нуждается в исправлении ошибок, а также тщательном сличении текстов. Эту работу необходимо проделать, прежде чем выпустить книгу (будем надеяться, что это произойдет в ближайшем будущем) в свет.

        

VII

    Обращаясь к текстам “Агни Йоги”, не следует забывать, что они базируются на духовно-философском словаре Востока, являющегося подчас камнем преткновения для нашего западного читательского восприятия.
  
Нам воспитанным в иной традиции, трудно, например, охватить сразу во всей полноте понятие Учителя с большой буквы. В этом ключевом понятии духовной культуры Востока (а значит и Агни Йоги) органически совмещаются и объективный фактор, (Учитель как олицетворение творческого начала мироздания) и субъективный (Учитель как олицетворение высшего “Я” самого человека). У нас не развито страстное устремление к ученичеству, свойственное людям Востока, потому что мы привыкли считать, что все достижения наши — результат лишь собственных усилий наших. Такая точка зрения совершенно неприемлема на Востоке, ибо здесь исходят из незыблемости иерархического строения мироздания, предполагающего водительство низшего начала высшим, помощь простым формам жизни со стороны более сложных и утонченных. Этому закону подчиняется вся Вселенная, не является исключением из закона и человек. Потому его достижения не могут быть признаны лишь результатом его собственных усилий. В гораздо большей степени они, эти достижения, результат многовековых усилий всего человечества и, прежде всего, как утверждает “Агни Йога”, наших старших братьев по разуму — Махатм.
  
Понятие Учителя с большой буквы в “Агни Йоге” смыкается воедино с понятием Белого Братства — духовных водителей и помощников человечества, активно и бескорыстно работающих над развитием нашего сознания и совершенствования наших чувств. Но так как работа эта совершается без малейшего насилия над свободной волей человека, то она мягка, ненавязчива, и по большей части абсолютно незаметна для нас.
  
Еще труднее, может быть, нам принять и разделить мысль о реальности реинкарнации, то есть допустить, возможность того, что человек живет не один, а много раз, пытаясь от воплощения к воплощению повышать уровень своего сознании. А ведь на этой концепции основываются если не все, то почти все философские и духовные школы Востока. Учение “Агни Йога” — тоже.
  
Нельзя сбросить со счета и то обстоятельство, что на архитектонику и структуру книг Живой Этики оказали сильнейшее воздействие древние языки Азии — санскрит и сензар. Это придало неповторимую специфику книгам, предопределило своеобразие стиля, необычный ритм фразы, но и создало некоторые дополнительные барьеры на пути их постижения. Эти барьеры тоже надобно иметь в виду, приступая к освоению текстов.
  
И, разумеется, все время надо держать в сознании самое главное: тексты Живой Этики даны не для внешнего чтения, не для праздной игры ума. В этом случае к ним и не следует прикасаться. Дабы вникнуть в их внутренний смысл, их необходимо читать, как рекомендует Елена Ивановна, не глазами, а сердцем и духом. Это означает, что в тексты надо вживаться, что над ними надо работать, используя все приемы медитации, то есть внутренне углубленного целенаправленного размышления. Если возникнут сложности, а они обязательно в какой-то момент возникнут,— не пасовать перед ними. Если что-то покажется непонятным — а это естественно, особенно на первых порах,— не раздражаться, не суетиться, а сохранять внутреннее равновесие и терпение и руководствоваться советом, сформулированным в Живой Этике:
  
“НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАЗДНИК ДУХА, ХОТЯ БЫ ЯЗЫК ЕГО БЫЛ ВАМ НЕПОНЯТЕН, НЕПОНЯТНОЕ СЕГОДНЯ СТАНЕТ ПОНЯТНЫМ ЗАВТРА”.

        

VIII

    Разумеется, в кратком очерке никто не возьмется дать развернутую характеристику “Агни Йоги” и разнообразных, как сама жизнь, вопросов, поставленных ею. Можно лишь попытаться обозначить некоторые принципиальные аспекты этого учения.
    Прежде всего надобно отметить, что цель, которую, преследует “Агни Йога”, вполне отвечает запросам современного космического века: трансформировать человеческое сознание, расширить и поднять его на космический уровень. Концепция “Агни Йоги” проста и убедительна: человек не только житель Земли, но и житель Космоса. Больше того: он прежде житель Космоса, а потом уже Земли
. Но если это так, то, значит, человек, как вселенское существо обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, не освоенной им в должной мере (это еще впереди). Синонимом первозданной космической силы, находящейся в человеке в связанном состоянии в “Агни Йоге” выступает термин “психическая энергия”. Кстати, именно наличием космической, или — что то же самое —психической энергии в человеке и следует, очевидно, объяснять те феномены, которые ставят подчас в тупик современную науку. Дабы этого не происходило, учение “Агни Йога” советует находить “объединительные знаки межу древнейшими традициями Вед и формулами Эйнштейна”.
  
А что значит находить “объединительные знаки” между научными постулатами и возвышенно-поэтическими текстами Вед и других религиозных источников? Это значит подходить без предубеждения к мыслям, звучащим для нас непрерывно и парадоксально. Это значит не страшиться загадочных и таинственных символов, а пытаться вникнуть в их глубинный и сокровенный смысл. Это значит осознать и почувствовать многомерность мироздания, зримый и материальный фон которого составляет лишь его незначительную часть. Это значит воспринимать как реальность существование так называемого астрального мира, творимого чувствами человека, ментального, творимого мыслями человека, и других планов бытия, объединенных в Учении “Агни Йоги” общим термином: “Тонкий Мир”.
  
Настала пора, когда все, что наука в младенческий период своего развития не замечала, игнорировала или отвергала априори, она обязана рассматривать и анализировать, как сказано в “Агни Йоге”, в полном согласии с новыми проблемами науки.
  
А новые проблемы науки заявляют о себе в полную силу. Несомненно, например, что термин Вернадского “ноосфера” (им, как известно, учений обозначал ту не осязаемую внешними чувствами духовную атмосферу планеты, которая появилась в результате психической и интеллектуальной деятельности человека) параллелен и аналогичен понятию Тонкого Мира из “Агни Йоги”. Несомненно также, что мы стоим на пороге серьезного (если хотите, лабораторного) исследования гипотезы реинкарнации. А это значит, что практическое воплощение обретают слова из Живой Этики: “Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно”.

 

IX

    “Агни Йога” — не религия, но и не отрицание религии, поскольку являет собой синтез эзотерической информации и позитивного нравственного опыта древних и ныне существующих религий. В этом плане она тесным и непосредственным образом соприкасается с учением Рамакришны. Как известно, идея общности всех религии предопределила жизненный путь духовного реформатора Новой Индии. Из индуиста он превратился в мусульманина, из мусульманина— в христианина. Жизнью своей он выстрадал убеждение, что религии внутренне абсолютно едины, разделяет их лишь внешняя атрибутика. Не случайно, очевидно, заявление, сделанное от имени Учителя уже в первой книге Живой Этики — “Зов”: “Я учу вас сложности простого учения Рамакришны”.
  
Генетические корни “Агни Йоги” уходят в толщу капитального труда Елены Петровны Блаватской “Тайная Доктрина”. Та же самая идея о единой сущности всех религии раскрывается на страницах этой энциклопедии эзотерических знаний. “Нет религии выше истины” — вот девиз, под знаком которого развертывалась деятельность основательницы теософского общества и всего теософского общества в целом.
  
Таким образом, в Учении "Агни Йоги" как бы сошлись и трансформировались в единое целое светящиеся линии двух духовных титанов XIX столетия: Рамакришны и Блаватской.
  
Не секрет, что существуют попытки оторвать Рерихов от христианства, а Живую Этику, которую они исповедовали, противопоставить Евангелию. Такие попытки основаны или на недоразумении, на неполной и неточной информации, или являются результатом узколобого воинствующего догматизма.
  
Напомню, что не кто иной, как отец Иоанн Кронштадский, исцелив Рериха от болезни, смертельный исход которой предрекали врачи, благословил художника на особый путь служения христианской Родине. Настольной книгой Рерихов было “Добротолюбие”, которую они настоятельно рекомендовали изучать своим сотрудникам и ученикам. А в качестве эпиграфа к "Агни Йоге", раскрывающего его суть, должны служить считали Рерихи — слова Христа: “Огонь пришел низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!” (Евангелие от Луки, гл. 12. ст. 49).
  
Известный популяризатор Живой Этики А.И. Клизовский в “Основах миропонимания Новой Эпохи”, прослеживая внутреннюю связь между христианским учением и Учением “Агни Йоги” пишет:
  
“Все о чем Христос не мог сказать людям ввиду их неподготовленности и о чем лишь дал наметки, людьми непонятые и искаженные, обо всем этом Новое Учение говорит как о непреложных истинах. Все, о чем в неясных и туманных образах говорят древние пророчества, о том ясно и определенно говорит Новое Учение”.

        

Х

    Диалектично отношение “Агни Йоги” к предшествовавшим йоговским системам. С одной стороны, она заявляет, что “механика йогизма не отвечает больше обновлению мира”, а с другой — само название “Агни Йога” (Огненная йога) как бы подчеркивает генетическое родство с теми же системами, предположим, с той же бхакти-йогой, жнани-йогой или раджа-йогой. Суть дела состоит в том, что пафос обобщающей и синтезирующей Живой Этики направлен против недостатков, свойственных традиционным формам йоги, нередко отрывающим человека от действительности, выделяющим своих последователей в обособленные от окружающего мира группы. "Агни Йога" решительно разрывает цепи исключительности и замкнутости, считая своей задачей активное освоение жизни во всех ее ипостасях: будничной, социальной, духовной. Отсюда призыв: “не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии — человеческой мысли и сознания как величайших факторов”.

        

XI

    “Итак, человечество является аккумулятором и трансформатором высокой энергии, которую мы условились называть психической”,— так говорится в одной из книг Учения Живой Этики “Иерархия”. Осознание этой истины как бы дает новый ключ к решению старых проблем, ныне ставших взрывоопасными. Мы вышли на рубеж, где каждый необдуманный шаг грозит глобальной катастрофой. Надежды на благие плоды научно-технического прогресса оказались иллюзорными, ибо развитие современной цивилизации завело нас в тупик.
  
Такой поворот событий предвидели давно. Более полувека назад прозвучали, например, слова, воспринимаемые с особой остротой именно сегодня:
  
“Великий технический прогресс, которым, в своем горделивом самомнении, так превозносится человек западного мира, есть одно из самых могущественных средств истребления человечества. Поклонник западной техники не знает, что лишь, усилием врага человеческого, князя тьмы, человечество было направлено на развитие техники, с тем, чтобы отвлечь его от духовного развития и дать ему в руки самые усовершенствованные способы уничтожения друг друга”.
  
В “Агни Йоге” предусматривается возможность ликвидации многих технических агрегатов ввиду той опасности, которую они несут и в жизни человека, и в жизни планеты в целом. Утверждается, что такие действия со временем станут настоятельной необходимостью. Обратите внимание, что как бы в исполнение данного пророчества мы — наконец-то! — приступили к уничтожению ракет, несущих ядерную смерть, а также начинаем всерьез задумываться о демонтаже атомных электростанций в густонаселенных районах.
  
Лишь поверхностный ум может посчитать, что это знаменует собой регресс, возвращение человека к первобытному состоянию. Ни в коей мере. Ведь речь идет не о тотальном отказе от всех достижений и завоеваний науки и цивилизации, а о том, чтобы перепрофилировать науку, а вместе с ней и цивилизацию, чтобы поставить их на другие рельсы.
  
Не надо обольщаться нашими механическими приспособлениями и аппаратами. Они — лишь первичная и примитивная ступень освоения действительности. Более высокая ступень этого освоения начнется тогда, когда начнет действовать природный внутренний аппарат человека. Лучшие наши аппараты не те, что придумали мы в эпоху научно-технической революции. Лучшие наши аппараты, которые нам предстоит еще выявить, утверждает Живая Этика,— находятся в мозгу.
  
Сосредоточившись на познании Макрокосмоса, наука по-настоящему еще не приступала к познанию Микрокосмоса, каковым является человек. Необходимо восстановить равновесие. Более того: современная наука, очевидно, должна направить главные усилия именно на изучение Микрокосмоса, на выявление и развитие колоссальных, но как бы спящих возможностей, заключенных в нем.
  
Здесь ждут непредсказуемые и ошеломляющие открытия, о чем может уже свидетельствовать, в частности, новая отрасль медицины, в достаточной степени развитая ныне на Западе,— психосоматика, или “психическая анатомия”. Она строится на признании существования невидимых центров человека, именуемых в древнеиндийских источниках чакрами. Этим центрам, как правило, соответствуют наши физические органы, и потому существует постоянная, непрерывная связь между невидимым и видимым, психическим и телесным в человеке. Целенаправленно сосредоточив внимание на чакрах, мы оказываем интенсивное воздействие на психическое, а значит и на телесное начало, а значит и на весь организм в целом. По существу, приводятся в действие механизмы, регулирующие психическую энергию, поскольку чакры являются ее генераторами. Считается, что они втягивают в себя, усмиряя и преобразовывая, пространственно-космический огонь. Поэтому в “Агни Йоге” так называемые феномены непосредственным образом увязываются с трансмутацией огненных центров человека.
  
Это лишний раз доказывает, что в нас сконцентрирована сила космического масштаба. А это в свою очередь предполагает, что на нас ложится и ответственность космического характера. Ответственность не только за деяния и слова, но и за каждую мысль, поскольку мы признаем реальность мысли и реальность Тонкого Мира, творимого мыслями. Любое движение души доброе или злое — громовым эхом отзывается во всех уголках Вселенной. Вот почему без тени иронии “Агни Йога” рекомендует людям не устраивать землетрясении. Нравственность должна быть на уровне космической ответственности, осознаваемой ясно и четко.
  
“Не опоздайте!” — обращаются к нам со страниц “Агни Йоги” — "Не опоздайте с изучением психической энергии, не опоздайте с применением ее".
  
Почему эти слова звучат столь тревожно, столь предостерегающе? Да потому, что не примененная психическая энергия, а она заложена во всей природе, но особенно в человеке — таит определенную опасность. Скопившись, она может взорваться и взорвать всю планету, вызвав тем самым космическую катастрофу, которую мы так стремимся предотвратить. Вот почему нам вновь и вновь напоминают: “ Не опоздайте!”

        

XII

    “Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах, страданиях и при осмеянии невежеством”,—предупреждала Елена Ивановна Рерих. Естественно, что новое мышление, знамя которого столь высоко подняла “Агни Йога”, встречает и непонимание, и подозрительность, и сопротивление. Силой этого сопротивления можно, пожалуй, даже мерить значимость Нового Учения, преображающего наше земное сознание в космическое.
  
Противостояние “Агни Йогой” высвечено как бы изнутри с беспощадной резкостью и четкостью.
  
“Именно делите мир не по северу и югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый нарождается вне границ, и условий. Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках”.
  
И действительно — внешние признаки могут обмануть, Да ведь и обманывали неоднократно. Вспомним, сколько раз на нашем веку буква зловеще торжествовала над духом: геноцид против народа прикрывался именем народа, насилие над личностью объявлялось свободой той же самой личности. Поэтому “Агни Йога” и предостерегает: “Красные знамена часто поднимаются руками старого мира, полными предрассудков”.
  
Битва Света и Тьмы отнюдь не проста, она принимает самые необычные, формы, и незримый фронт здесь в известном смысле ответственней, чем зримый. Стратегия глобального духовного сражения в “Агни Йоге” как бы опирается на два важнейших постулата.
  
Первое. Не пренебрегать темными силами. Следует помнить, что для борьбы со Светом — если уж решаются на эту борьбу — “нужен мощный потенциал”. Успехи темных во многом объясняются тем обстоятельством, что ставится под сомнение само их существование. Важнейшая победа дьявола в наши дни, как справедливо отмечал французский писатель Гиюсманс, состоит в следующем: дьявол сумел убедить людей, что его не существует.
  
Второе. Не преувеличивать мощь темных сил. Ни в коем случае не смущаться их количественным перевесом. Воинство темных огромно. Но ведь его основной контингент представляет собой — “как сказано в “Агни Йоге” — “студенистую массу” людей безвольных, бессознательных и оболваненных теми же самыми темными, которые для достижения своих целей не гнушаются никакими, даже самыми низкими и грязными, средствами. Темное воинство кажется тем более внушительным, что к нему примыкает своеобразный корпус “невольных пособников зла”, состоящих из людей, пораженных недугами равнодушия и трусости.
  
Однако судьба любого сражения в конечном итоге зависит не от количества, а от качества воинов. Достаточно сопоставить человека, одушевленного высокими идеями, движимого бескорыстными чувствами, с человеком загипнотизированным лишь заботами о сохранности жизни своей и личном преуспеянии, чтобы понять, о чем идет речь и что имеется и виду. Превосходство темных сил над светлыми — миф, рассчитанный на слабость духа и неустойчивую психику. Название еврейской местности Армагеддон, где по свидетельству Библии, произошло кровавое столкновение, стало нарицательным. Этим словом Рерих обозначал апогей противоборства светлых и темных сил, их последнюю решающую битву.
  
Судя по всему, что происходит вокруг, час Армагеддона наступил или вот-вот наступит. И кто знает: не суждена ли Рерихам и тому незримому воинству, которое они олицетворяют роль стратегического резерва армии Света? На Куликовом поле, где сошлись в смертельной схватке русские и Золотая Орда, и момент, когда русские дрогнули и враг торжествовал победу, исход сражения решил запасной полк воеводы Боброка. Он находился в засаде и, появившись в переломный момент битвы, обратил противника в паническое бегство. Кто знает: не выполнят ли воины, осененные знанием Шамбалы, задачу вот этого полка Биброка, принесшего победу?

        

XIII

    Одно из отличий западного и восточного миропонимания состоит в том, что на Западе пытаются постичь истину при помощи математически строгой логики. На Востоке же считают, что ничто так не приближает к истине, как легенда. В “Агни Йоге” есть такое категорическое утверждение“Мы не знаем лживых легенд”.
  
Сказанное в полной мере относится и к Шамбале, “этому краеугольному понятию Азии”, по словам Рериха. Шамбала — буддийский термин, перекочевавший на страницы наших книг. Но понятие это имеет общечеловеческие корни, потом, что рассказы о заповедной стране, в которой живут святые и мудрецы, распространены повсеместно. Аналогом Шамбалы, например, в русских староверческих сказаниях выступает Беловодье — царство обетованное, границ которого стремились достичь бежавшие во времена церковного раскола на Алтай.
  
“Агни Йога” расширяет наше представление о Шамбале, как бы “заземляя” царство небесное. Древнюю мечту она ставит на современные реальные практические рельсы.
  
Информация о стране Махатм в книгах “Агни Йоги” весьма обширна, хотя и мозаична. Иногда она дается в форме предположений и намеков. “Почему же трудно принять, что группа, получившая знания путем упорного труда, может объединиться во имя общего блага? Опытные знания помогли найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях”. Но есть и совершенно недвусмысленные высказывания: "Географ может успокоиться, Мы занимаем на земле определенное место".
  
Это место — пункт, где осуществляется своеобразная стыковка Земли с Космосом, где, по словам “Агни Йоги”, “земной мир соприкасается с высшим сознанием”. Естественно, что именно там, где небо нисходит на землю, и должны обитать просветленные существа, опередившие в своем развитии человечество. Иными словами, Шамбала — это духовный центр планеты, в силу определенных причин надежно сокрытый от вторжения непосвященных.
  
Чисто физические пути достижения заповедных границ в “Агни Йоге” отвергаются начисто: “Будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость путь не найдет”.
  
Снега Гималаев станут непреодолимой преградой не только для праздного туриста, но и для исследователя, преследующего сугубо научные цели. Однако те же самые снега Гималаев, как сказано в первой книге Живой Этики "Зове",— “не препятствие для ищущих в правде”.
  
Более того, для “ищущих в правде”, то есть ищущих на путях нравственного очищения и духовного преобразования, не обязательно штурмовать горные пики. Шамбала сама, коль будет в том необходимость, спустится к ним с заповедных гор.
  
По свидетельству Блаватской, ее первая встреча с Махатмой Морией произошла в Лондоне. В том же Лондоне (если верить сведениям “Агни Йоги”) представители Белого Братства посещали Маркса, а полстолетия спустя они же беседовали с Лениным в Швейцарии.
  
“Ясно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: “Какие признаки времени Шамбалы? Отвечено было: “Век истины и мировой общины”. Оба вождя Одинаково сказали: “Пусть скорее наступит Шамбала”.
  
Как уже говорилось, Махатмы стоят на принципах строгого невмешательства в свободную волю человека. Человек сам своими деяниями и мыслями творит свою карму (то есть причинную цепь космического характера) и должен сам быть ответственным за нее и изживать ее последствия. Однако, в критические моменты бытия, когда люди стоят перед трудным выбором, Белое Братство приходит на помощь, пытаясь непосредственно воздействовать на умы и сердца человеческие. Так, накануне первой мировой войны, грозящей вырасти в апокалиптическое бедствие, были посланы предупредительные письма: в Германию — Вильгельму, в Англию — Георгу V, в Россию — Николаю II. К сожалению, этим призывам не вняли.
  
Собственно, и Рерихи отправились в 1926 году в Москву в качестве полномочных представителей Шамбалы. А знаменитое письмо Махатм, адресованное советскому правительству, было ни чем иным, как дружеским посланием Белого Братства.

        

XIV

    Живая Этика начинается словом “Россия” (“В Новую Россию Моя первая весть”), и потом это слово возникает на ее страницах неоднократно в том или ином контексте. Говорится об исключительной сложности происходящего, смысл которого затемнен разбушевавшейся стихией человеческих страстей и эмоций. “Если б представить решающий момент России, то лишь опытный ученик понял бы его”. Но уже с самого начала звучат обнадеживающие ноты. Как бы предугадывается контур событий грядущего, скрытый пока свинцово-тяжелой толщей времени. “Нрав русского народа просветит красота духа”. Пророчествуется, что Иван Стотысячный (собирательный образ русского народа в книгах Живой Этики) в конечном счете снимет жатву ленинских зерен.
  
Через книги Живой Этики лейтмотивом проходит мысль о том, что именно Россия, и именно в новом своем качестве (не обретенном ею еще в полной мере), и должна стать оплотом новой цивилизации, идущей на смену прежней. Русскому народу в силу его примечательных особенностей: всемирной отзывчивости, бескорыстия, склонности к самопожертвованию, даже в силу его несовершенств (обусловленных по большей части его “суровым обиходом”) суждено образовать ядро нового человечества, которое будет строить жизнь не на механических, а на духовных началах. Поэтому и учение будущего — Живая Этика — дается на санскрите будущего: русском языке.
  
В высшей степени любопытно и, конечно, знаменательно, что практически во всех западных публикациях книг Живой Этики тема России приглушена и замутнена. Первая фраза первой книги здесь или опускалась или редактировалась и тогда приобретала следующий вид: “В Новую страну Моя первая весть”. А книга “Община”, где слово “Россия” и “коммунизм” выступает в нерасторжимом единстве, увидела свет лишь спустя десять лет после ее написания, да и то со значительными пропусками принципиального характера. Что же касается улан-баторского издания “Общины”, то оно, по существу, стало подпольным, недоступным для западного читателя.
  
Разумеемся, все это не было случайностью. Дело в том, что Рерихи вынуждены были считаться с предубеждением, широко распространенным на Западе, не только против всего советского, но и против всего русского. В письмах к своим сотрудникам они констатировали, что русофобия разъедает Америку и Европу и что “такая язва трудно излечима”. О размерах этой эпидемии можно судить хотя бы по такому факту: художник сообщает, что идея Пакта о защите культурных ценностей некоторыми отвергалась с порога лишь на том основании, что его инициатор — русский!
  
Тем большую ценность представляет для нас мнение того узкого круга западных последователей “Агни Йоги”, которые сумели подняться над предубеждением и инерцией традиционного мышления:
  
“Россия является родиной зарождающегося Откровения великой духовной ценности и общего значения — Откровения для всего человечества. Другие нации чувствуют, что именно Россия является духовной хранительницей Откровения. Первой реакцией на это ощущение с их стороны был страх, основанный на некоторых первоначальных ошибках России в ее преждевременной деятельности на физическом плане. Несмотря на все это, все народы смотрят на Россию с ожиданием, ибо смутно чувствуют, что от нее придет что-то новое: ведь Россия растет и быстро консолидируется, и вскоре покажет, что может дать миру многое.
  
Какое Откровение дает миру Россия? Ключевое слово его — братство. Врожденное свойство России — представлять миру новое сознание: благодаря ее действиям, в горниле опыта и эксперимента постепенно возникает новое всепланетное мировоззрение. Эта великая нация, являющая синтез Востока и Запада, должна научиться управлению без жестокости, без подавления свободной воли индивидуума. Она может этому научиться на основе полной веры в благотворность идеалов, которые она раскрывает, но пока еще не выявила в своей жизни.
  
России предстоит задача выявления духовности в жизни, выявления всего доброго, светлого и прекрасного, выявления правопорядка, прекрасной постановки образования и воспитания, выявления человечности в отношениях между людьми или истинного братства. Россия будущего выявит все добрые черты духовности — и тогда весь мир, без всякого навязывания с ее стороны, будет учиться на ее примере. Так, Россия, идя своим трудным путем, просветит себя светом, который озарит весь мир”.

        

XV

    13 июня 1926 года в Кремле состоялся церемониал вручения наркому иностранных дел СССР Чичерину послания гималайских Махатм. В документе выражалась безусловная поддержка новому строю, родившемуся в огне революции: “Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам нашу помощь, утверждая единение Азии!”
  
Хотелось бы выделить два принципиальных аспекта этого события, в общем-то оставшегося совершенно незамеченным: событие не афишировалось, а текст послания был опубликован почти сорок лет спустя.
  
Первое. Письмо было адресовано правительству страны досталинской, еще не ставшей бесповоротно на путь, приведший впоследствии к трагедии коллективизации и бессмысленным массовым репрессиям. Страна стояла перед выбором. И цель послания заключалась в том, чтобы помочь определиться в этом выборе.
  
Второе. Открывалась невиданная в истории возможность: то, что считалось легендой, сделать реальным фактором политики. Ведь авторами послания были Махатмы, существа таинственные и как бы мифические. И вот предлагалось установить с ними регулярные контакты и даже опереться на их поддержку. Это был, если хотите, своего рода тест, долженствующий выявить широту или узость тогдашних руководителей страны, объявивших себя учениками Ленина.
  
К сожалению, правительство советской страны ответить адекватно на этот призыв не сумело. Послание Махатм оно просто-напросто проигнорировало. Уникальный исторический шанс, который мог бы, очевидно повернуть по-иному ход событий и спасти от ненужных страданий и бедствий народы нашей страны и всего мира, был упущен.
  
Потому и возник нелицеприятный, сам собою напрашивающийся вопрос. В книге “Община” (напомню, что она вышла в начале 1927 года) он сформулирован следующим образом: “Ленин охватил бы пришедшую минуту Азии. Где же его ученики?”
  
По незыблемым законам духовной жизни, зов не повторяется дважды. Может быть лишь дана отсрочка длиною в один век, чтобы люди, пройдя через испытания, на которые они обрекли себя сами своей собственной волей, смогли бы созреть для правильного решения. Тибетский век, включающий в себя пять двенадцатилетних циклов, составляет 60 лет. Он, если взять за отправную точку послания Махатм, окончился в 1986 году.

        

XVI

     Выход из нынешнего тупика предлагается, как видите, необычный. Но ведь и ситуация, в которой мы очутились, тоже в высшей степени необычна. Перед нами разверзлась бездна, вырытая глобальными, и, пожалуй, одинаково гибельными для нас кризисами: социальным, экономическим, экологическим. Но, как мы сегодня понимаем, все эти кризисы — лишь следствия одного и того же процесса, а именно: кризиса духовно-нравственного, охватившего все человечество. Корень зла, причина причин всех уродливых явлений жизни здесь, в сфере духа. Как очнуться от нравственной спячки и духовной летаргии? Как разомкнуть заколдованный круг, в который мы загнали сами себя? Что нам может действительно помочь решительно и сразу?
  
Как показывает опыт предыдущей истории, лишь одно: революция в сознании людей, духовно-нравственное, очищение и преображение людей. Думается, что приобщение к текстам Живой Этики, до поры до времени как бы находящимся под спудом, может стать и наверняка станет катализатором и компонентом спасительной духовной революции. Единственно спасительной, ибо другие меры нами уже испробованы и необходимых результатов не дали.
    Если вот с этой космической точки зрения мы посмотрим на события последних лет в нашей стране, то увидим, каким исполнены они особым светом и смыслом. В сущности, мы выступаем первопроходцами в деле духовного обновления планеты, причем обновления конструктивного, то есть сливающего в единое гармоничное целое духовное и социально-житейское начало. Разумеется, тем самым мы берем на себя дополнительные заботы и тяготы. Но это неизбежно и это преодолимо. А нетерпеливым и растерявшимся следует, может быть, прислушаться к мудрым и весьма актуальным
на нынешний день словам из “Агни Йоги”: “Человечество любит принимать вынос сора за разрушение и начало строительства за беспорядок”.
  
В одном из писем Елена Ивановна Рерих называет Учение Живой Этики самой большой силой в мире.
  
“Ведь это синтез всех учений,— пишет она,— но в новом осознании всех основ Бытия и на новом понимании космического значения человека и его ответственности в поддержании равновесия в мире. Как прекрасно осознание Полноты Бытия! Эта мысль красной нитью проходит в Учении, столь щедро проливаемом сейчас на помощь страждущему и смятенному человечеству. Истинно, Новое Откровение, явленное светом Учения, станет Учением Ведущим, и книги станут книгами любимыми, настольными”.
  
Есть основание считать, что слова Елены Ивановны окажутся пророческими.

   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Rambler's Top100Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ruIn the Aport Catalogue 

;

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004